Приведшие к изменению и уничтожению памятников археологии действия являются грубейшими нарушениями статьи 33, пункта 1 статьи 38 и пунктов 2 и 3 статьи 39 Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 1488-XII  «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»  и согласно статье 42 данного закона влечет за собой ответственность в соответствии с законами

 

Республики Казахстан (Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 г.

Статья 130. Производство проектных, изыскательских, строительных, мелиоративных и других видов работ, создающих угрозу для существования памятников истории и культуры

Производство проектных, изыскательских, строительных, мелиоративных, дорожных и других видов работ, которые могут создать угрозу для существования памятников истории и культуры, без согласования с соответствующими государственными органами по охране и использованию историко-культурного наследия и без осуществления предварительных мероприятий, проводимых по указанию этих органов по выявлению паспортизации и сохранности памятников; производство земельных, строительных и других работ в зонах охраны памятников, а также хозяйственная деятельность в этих зонах без разрешения соответствующих государственных органов охраны памятников, невыполнение предписаний соответствующих органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры, об устранении нарушений правил по охране памятников — влекут штраф на физических лиц в размере от пяти до десяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от двухсот до двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением производимых работ либо без такового.), и в рамках второго пункта 42 статьи Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 1488-XII «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»: «физические и юридические лица, причинившие вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить памятник истории и культуры или его охранную зону, а при невозможности этого — возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Восстановление памятника истории и культуры или его охранной зоны осуществляется под контролем уполномоченного органа».

 

В  этой связи следует отметить, что поврежденные памятники археологии физическому восстановлению не подлежат, так как невозможно установить первоначальный характер и структуру измененных конструкций и нет каких либо данных о них, в этой ситуации возможна лишь теоретическая реконструкция, которая осуществляется путем аварийно-спасательных археологических раскопок и все связанные с этими работами финансовые издержки оплачиваются стороной причинившей вред памятнику истории и культуры как возмещение убытка.

 

Памятники археологии, в рамках  статьи 5 Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 1488-XII  «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия»  с момента их выявления приобретают статус памятников истории и культуры и взяты под охрану государства.

Согласно ст. 127 Земельного Кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 442 «в случае обнаружения объектов, имеющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, землепользователи обязаны приостановить дальнейшее ведение работ» и им «запрещается проведение всех видов работ, которые могут создавать угрозу существованию объектов историко-культурного наследия». 

 

Согласно ч. 3 ст. 187 Уголовного кодекса Республики Казахстан

б) уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность — наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

 

Согласно статье 40 Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 1488-XII  «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» ведение раскопок и разведок на памятниках археологии допускается при наличии лицензий, т.е. компания имеет право заключить договор на проведение аварийно-спасательных работ с любой из организаций имеющих лицензию на проведение археологических исследований, руководствуясь существующим законодательством РК регламентирующим такого рода вопросы (Закон о Государственных закупках и т.д.).

Об утверждении Правил определения охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта объектов историко-культурного наследия и режима их использования

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 1218

Правила определения охранных зон, зон регулирования застройки и зон
охраняемого природного ландшафта объектов историко-культурного наследия и режима их использования

1. Общие положения

  1. Настоящие Правила определения охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта объектов историко-культурного наследия и режима их использования разработаны в соответствии с подпунктом  9) статьи 17Закона Республики Казахстан от 2 июля 1992 года «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» и устанавливают порядок определения охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта объектов историко-культурного наследия и режима их использования.
    2. Охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта устанавливаются в целях обеспечения охраны объектов историко-культурного наследия, признанных памятниками истории и культуры  и включенных в 
    Список памятников истории и культуры (далее – объекты историко-культурного наследия).

2. Порядок определения охранной зоны
объекта историко-культурного наследия

  1. Границы охранной зоны объекта историко-культурного наследия утверждаются местными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы) по представлению соответствующего местного исполнительного органа.
    4. Памятник градостроительства и архитектуры окружается охранной зоной равной величине расстояния от земли до его наиболее высокой точки, но не менее 20 метров.
    5. Памятник археологии окружается охранной зоной 50 метров от его границ, при группе памятников — от внешних границ крайних объектов. Для памятника археологии, которому должна быть обеспечена обозримость, радиус охранной зоны должен быть равен 200 метров от его центра.
    6. Охранная зона вокруг объекта историко-культурного наследия отмечается охранными знаками или распаханной полосой, или ограждениями, или кустарниковыми насаждениями по линии их границ.
    С четырех сторон объектов историко-культурного наследия устанавливаются охранные знаки, на которых указываются наименование объекта, площадь его охранной зоны.
    7. Охранная зона объекта историко-культурного наследия вносится в историко-архитектурный опорный план и карту-схему соответствующей местности, где фиксируется расположение памятников истории и культуры и вновь выявленных объектов историко-культурного наследия.

3. Порядок определения зоны регулирования
застройки и зоны охраняемого природного ландшафта объекта
историко-культурного наследия

  1. Границы зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта объекта историко-культурного наследия утверждаютсяместными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы) по представлению соответствующих местных исполнительных органов.
    9. Зона регулирования застройки объекта историко-культурного наследия устанавливается равной двум величинам охранной зоны. Зона регулирования застройки отмеряется от края охранной зоны.
    10. Величина зоны охраняемого природного ландшафта объекта историко-культурного наследия устанавливается равной величине зоны регулирования застройки. Зона охраняемого природного ландшафта отмеряется от края зоны регулирования застройки.
    11. Зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта объекта историко-культурного наследия вносится в историко-архитектурный опорный план и карту-схему соответствующей местности, где фиксируется расположение памятников истории и культуры и вновь выявленных объектов историко-культурного наследия.

4. Режим использования охранной зоны, зоны регулирования
застройки и зоны охраняемого природного ландшафта объекта
историко-культурного наследия

  1. Охранная зона устанавливается:
    для обеспечения сохранности объекта историко-культурного наследия и прилегающей к его территории исторически сложившейся среды;
    для создания условий, способствующих выявлению исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объекта историко-культурного наследия.
    На территории охранной зоны не производятся работы, которые оказывают вредное воздействие на сохранность объекта историко-культурного наследия, на его историко-культурное восприятие.
    13. Зона регулирования застройки устанавливается для сохранения пространственной, композиционной роли объектов историко-культурного наследия в исторически сложившейся системе застройки и планировки городов, населенного места, пейзажа, для обеспечения гармонического единства объекта историко-культурного наследия с современной градостроительной или природной средой.
    При разработке и утверждении проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия обеспечивают выполнение мероприятий по выявлению, изучению, сохранению памятников истории и культуры всех категорий, составление историко-архитектурных опорных планов и карт-схем.
    14. Зона охраняемого природного ландшафта устанавливается для обеспечения сохранности естественных и искусственно созданных ландшафтов, садов, парков, имеющих историческую, архитектурно-художественную или иную культурную ценность.
    На территории зоны охраняемого природного ландшафта допускается деятельность, которая не вызывает изменение характера ландшафта, системы водоснабжения, растительности и других, предусмотренных режимом зоны, элементов.