«Елеке Сазы» — Пантеон Древних Властителей Тарбагатая
В 2016 году в Восточном Казахстане успешно стартовала программа акима области ДАНИАЛА КЕНЖЕТАЕВИЧА АХМЕТОВА направленная на развитие научно-исследовательских работ всфере археологиина2016-2018 годы. В результате тщательного конкурса к исследованию были отобраны наиболее яркие памятники археологии бронзового века и эпохи ранних кочевников – некрополь Берел в Катон-Карагайском районе, Шиликтинские курганы в Зайсанском районе, памятник Кырыкунгир в Абайском районе и некрополь Елеке Сазы под руководством Ердена Оралбая в Тарбагатайском районе.
Археологические исследования в Тарбагатайском районе Восточно-Казахстанской области начались сравнительно недавно. До настоящего времени изыскания проводились в округах и летовках сел Аксуат, Екпин, Кок Жыра, Аккала, Шыбынды научно-исследовательскими экспедициями ВКГУ им. С. Аманжолова, КазНУ им. аль-Фараби и Филиала института археологии им. А.Х. Маргулана в г. Астана. В силу того, что указанные памятники располагались вблизи населенных пунктов и оживленных дорог — практически все неоднократно ограблены и соответственно находок считанные единицы. Несколько раз проводились рекогносцировочные работы, направленные на выявление и паспортизацию новых памятников археологии, истории и культуры. Вот в результате одной из них и был выявлен наиболее примечательный памятник археологии на территории Тарбагатая – элитарные курганы древнетюркского времени и эпохи саков на плато Елеке Сазы.
Судя по обилию памятников историко-культурного наследия Тарбагатайские горы были обжиты с древних времен, оно и не удивительно учитывая то, что благоприятный климат, богатые пастбища и отсутствие кровососущих насекомых на высокогорье идеально подходили для кочевого и полукочевого скотоводства – основного вида хозяйства древних племен и народов горно-степных регионов Центральной Евразии.
Археологические исследования курганов Елеке Сазы до настоящего времени не проводились. В текущем году состоялся дебют этих замечательных памятников в археологической науке, причем, успешный. Немного об истории открытия: в ходе разведочных работ в предыдущие годы от местного населения была получена информация, что на высокогорном плато Елеке Сазы имеется большое количество самых разнообразных и разно размерных курганов и строений из камня. Поездка в указанную местность действительно удивила – были обнаружены царские некрополи эпохи саков и элитарные погребально-поминальные строения древнетюркского времени, весьма схожие со знаменитыми мемориалами Бильге кагана и Культегина на территории современной Монголии. В общем,на плато Елеке Сазы было выявлено 7 могильников, состоящие из свыше 300 курганов. Самый большой имеет диаметр 120 м, высоту 5 м. По своим признакам памятники близки к аналогичным образцам древних мемориальных строений, как на территории Казахстана, так и Алтайского субрегиона и Южной Сибири. Основная часть курганов І тыс. до н.э. можно соотнести к раннесакскому времени – невооруженным глазом видны параллели с Шиликтинскими курганами Зайсанского района ВКО, с памятников Аржанского круга в Тыве, также прослеживаются схожие элементы с объектами некрополя Бесшатыр в Алматинской области.
В текущем году, в рамках программы акима области, исследован курган сакского времени под номером 7. По характеристикам наземных сооружений оказался очень схож с памятниками раннего железного века Жетысу. В результате раскопок оказалось, что памятник ограблен, но, тем не менее, удалось обнаружить потерянные или незамеченные грабителями образцы древнего ювелирного искусства и оружейного дела в виде выполненных из листового золота фигур оленей и бронзовых наконечников стрел с гофрированными насадками из золота в районе втулки. Судя по специфике артефактов, памятник может быть датирован VII вв. до н.э., т.е. раннесакским временем – об этом говорят ромбовидные наконечники стрел, аналоги которым найдены в ареале Майемерской культуры Казахского Алтая, в Тасмолинских курганах Центрального Казахстана. Выполненные из золотого листа фигурки оленей близки подобным изделиям из Шиликтинских курганов. Образ оленя очень популярен в искусстве эпохи ранних кочевников и однозначно, что олень считался священным животным у скифо-сакских народов. На территории Восточного Казахстана образ оленя в мелкой пластике, ювелирных изделиях и на наскальных изображениях встречается повсеместно, в том числе и в археологическом универсуме Тарбагатайских гор. Каноны изображения оленей разнообразные, к примеру,
олени Елеке Сазы изображены комолыми и с большими ушами, что может говорить о символизме мирной жизни, в Шиликты олени с выраженными ветвистыми рогами, на петроглифах Тарбагатая часто встречаются олени с клювовидными мордами, что, вполне возможно, может указывать на некий культ зоо-орнитологического характера, связанный, скорее всего, с желанием соединить землю с небесными миром. Люди, творя образы мифических существ или наделяя одно животное признаками другого, пытались создать проводника в иные миры. Образы клювовидных оленей зафиксированы авторами на наскальных изображениях Шимайлы, Акжайляу в Тарбагатайском районе. Существует теория, что термин «Saka» происходит от наименования самца оленя. Бесспорно то, что образ оленя на сегодняшний день является символом и эмблемой скифо-сако-сибирского мира Евразии. Реликты культа священного оленя прослеживается у многих современных народов, населяющих земли древних скифов и саков, тесно переплетаясь с верой в души предков, культом солнца, что также,несомненно, берет начало с эпохи раннего железа.
Схожесть изделий Елеке Сазы с раннесакскими памятниками Казахстана и Евразии дает полное право предположить, что одноименная местность, как минимум с начала I тыс. до н.э. играла роль политического центра региона.
Исследования памятников Елеке Сазы будут продолжены в 2017-2018 годах и есть надежда, что в конечном итоге Елеке Сазы будет превращен в музей под открытым небом.
Как указывалось выше изученный в этом году курган был ограблен и судя по характерным признакам еще в древности – по всей видимости, современниками, а может даже и соплеменниками усопшего владыки. Как известно такого рода памятники за свою тысячелетнюю историю подвергались ограблению неоднократно – охотники за легкой наживой были во все времена. К сожалению и наш век высоких технологий и всеобщего гуманизма не исключение – на ряде памятников Елеке Сазы четко видны следы недавних ограблений, более того один курган, в конец обнаглевшими преступниками, разворошен тяжелой техникой. В этой связи хотелось бы сказать, что защита культурного наследия нашей страны это долг каждого добропорядочного гражданина, а до особо ретивых преступных элементов довести, что разграбления древних памятников не такое уж безнаказанное деяние: по совокупности статей уголовного кодекса РК — ст. 193, ст. 203, ст. 294 и ст. 295 им предусмотрено наказание от 3 до 12 лет лишения свободы.
Мы должны сберечь наследия предков для будущих поколений
Старший научный сотрудник института археологии им. А.Х. Маргулана Оралбай Ерден
Сот. 87772190400, oralbai79@mail.ru
Ответов пока нет